Человек - создание многогранное. Психологи насчитывают в нем более двухсот качеств. Ребенок - малая копия взрослого, с еще не оформившимися до конца теми же чертами. Как создать счастливым быт этого сообщества, сохранить, а, возможно, создать радость детства? Как сделать детский сад Домом Радости, Счастья, Добра? Для счастья детства ребенку нужен дом, где есть отец и мать, где должны быть положительные эмоциональные отношения, глубокие, искренние, добрые.
Такой эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с его потребностью ощущать любовь живущих рядом людей. К сожалению, реалии жизни таковы, что далеко не каждая семья обеспечивает этот комфорт. Может ли его создать детский сад? Должен - да, потому что в нем работают профессионалы. Хочется сказать, что и может, опять-таки потому что в нем служат профессионалы. Но, должна быть и высокая ответственность, и определенная самоотверженность, и проявление инициативы, инновационных комплексных методов и приемов воспитания и обучения. На помощь всем этим условиям успешной эффективной работы непременно приходит психолог, который всегда будет с вами: с детьми, педагогами, родителями.
Дошкольный возраст - сложный и драматичный. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, себя, все, что близко и далеко, обжигаясь о горячее, ударяясь об острое. Болячки, синяки заживут, боль пройдет. А если болит почему-то маленькое сердечко? Прикрикнула утром мама, папа ушел не простившись, старший брат ни за что ни про что дернул за ухо - и все, приходит в детский сад маленький несчастный ребенок, которого и здесь в раздевалке никто не встретил добрым словом - воспитательница, принимая сразу 5-6 ребятишек, просто сказала: «Здравствуйте, дети!» и не увидела в глазах Темки невыплеснувшиеся слезы, боль его маленькой души, и это может остаться на весь день, а вечером всё может повториться: брошенный с безмолвными игрушками малыш может повторить события дня, обиды, невнимание.
Так на крохотное сердце ребенка день за днем накладываются рубцы невнимания, жестокости, бессердечия даже близких ему людей. Кто из нас не видел на улице не просто плачущего, а ревущего, орущего ребенка, а рядом или очень спокойную маму (что, наверное, лучше) или разгневанную, несдержанную «мачеху», которая и кричит на него, и за руку тащит что есть силы, а то и шлепает малыша?
Каким придет малыш домой или в детский сад, понятно. Очень-очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались добрые, внимательные, понимающие люди, готовые успокоить ребенка, прийти на помощь, способные поддержать, отвлечь. Это только один из моментов жизни дошкольника из тысяч минут, часов его маленького ещё существования на Земле. Мы, взрослые, родители и воспитатели, педагоги всех рангов и психологи, должны помнить о физическом и социальном, личностном и духовном, креативном и толерантном воспитании как составляющих частях большого и сложного процесса развития человека. В этом глобальном процессе мне, простому психологу детского образовательного учреждения отведена не менее высокая и серьезная роль и деятельность многогранная, разносторонняя, требующая творческого настроя, работа, где нет готовых шаблонов и рецептов, потому что каждый ребенок - уникален, неповторим, индивидуален. Но каждого мы должны уважать и любить, и видеть в нем ЛИЧНОСТЬ, будущего творца, созидателя, работника, гражданина, и лепить его по совершенно индивидуальным лекалам, алгоритмам.
Как работает психолог
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет
как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Психологическое консультирование детей - это особенная форма помощи семье со стороны психолога или
психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
Задача детского психолога - создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования - решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа
сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического
климата в семье.
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы
о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-
ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.
Формы работы детского психолога:
· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях работает детский психолог:
- Детское индивидуальное психологическое консультирование;
- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню
подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
- это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена
семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на
новое место жительства и т.д.
- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
- Страхи и тревожность ребенка;
- Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической
зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в
пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
- Проблемы адаптации;
- Проблемы общения со сверстниками;
- Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.