Причины агрессивного поведения ребенка
Агрессивные дети достаточно часто встречаются в дошкольном возрасте. Симптомокомплекс «агрессивность» включает в себя такие характеристики, как недоброжелательность, враждебность, конфликтность.
Агрессивность – качество личности, проявляющееся в действиях, направленных на демонстрацию превосходства в силе или применении силы к другим людям, нанесение им физического и морального ущерба.
Как правило, агрессивность – форма выражения враждебности к другим или к себе. Враждебность же, в свою очередь, может проявляться в лёгкой форме в виде недоброжелательности и в собственно враждебности, сопровождающееся подозрительностью, недоверием, злобностью. При этом нужно отметить, что враждебность не обязательно выливается в агрессию внешнюю, она может сдерживаться по различным причинам, однако такая сдерживаемая агрессия ещё опаснее проявляемой.
Агрессивность может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Конструктивная агрессивность выражается в стремлении человека к освоению и позитивному изменению мира, творческой самореализации. Однако нередко можно встретиться и с деструктивной агрессией, разрушительностью во имя утверждений личных амбиций, защитой своего «Я», способом разрешения внутриличностных конфликтов.
Относительно истоков агрессии в науке идут споры. Одни учёные считают, что агрессивность является врождённой, другие связывают её с недостатками воспитания. Скорее всего, правы и те и другие.
В дошкольном возрасте наиболее часто можно встретиться со следующими формами агрессии:
§ Физическая (драки) – конфликтные ситуации со сверстниками ребёнок разрешает с помощью кулаков, есть дети, которые дерутся по несколько раз на дню, буквально изводят как сверстников, так и воспитателей своей драчливостью; причём в целом ряде случаев агрессивность сопровождается задиристостью, когда сам ребёнок «задирает» других детей, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешаются взрослые;
§ Разрушительность – может быть ненамеренной, как реакция на неудачу, например, ребёнок строит домик, он не получается, в сердцах малыш разрушает свою постройку; возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребёнок в состоянии аффекта срывает зло на всех предметах, попадающихся под руку. Данная форма агрессии может носить и преднамеренный характер, когда школьник специально вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал, причина – зависть, приводящая к желанию навредить, тем самым привлечь к себе внимание;
§ Вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;
§ Непослушание – отказ от выполнения предъявляемых требований, непослушание выступает как форма агрессии, когда оно носит произвольный намеренный характер и выражает протест ребёнка на действия взрослых (сделать назло, настоять на своём, не подчиниться);
§ Устная – выражается в крике, брани, оскорблениях и др.
Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессивности.
Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»
Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу и применят устную и физическую агрессию.
В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.
Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путём ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счёт агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.
Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.
Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.
Таким образом, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка. Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я – концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышении уверенности. Там, где имеет место нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.
Какова тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребёнком агрессивности? Специалисты рекомендуют в этом случае следующее.
§ Попытаться исключить ответную реакцию как со стороны детей, так и взрослого, проявить терпение; известно, что агрессивное поведение, не встречая отпора, постепенно стабилизируется, аффект затухает, тогда как всякая встречная агрессия или просто повышенная эмоциональная реакция являются питательной средой продолжения агрессии.
§ Взрослый должен показать ребёнку, что агрессия вредит ему самому. Такую рациональную терапию нужно проводить не во время агрессивной вспышки, а по её окончании, когда аффект истощается. Важно показать ребёнку, что он теряет друзей , доброе расположение взрослых, к нему все начинают плохо относиться. Говорить это следует спокойно и доброжелательно, поощряя ребёнка на ответное общение и доброжелательность.
§ Во время аффективной вспышки с проявлениями агрессии, например, разрушительности, можно попытаться переместить агрессию на другой объект без тяжёлых последствий: колотить лопаткой по песку, бить руками подушку и т.п.
§ Стараться предупреждать предстоящую агрессию, например, у ребёнка что-то не получается в деятельности, он готов соответственно отреагировать; или вот-вот назреет конфликт в острой форме со сверстниками, воспитатель, должен разрядить ситуацию, помочь справиться с деятельностью, вовремя предотвратить конфликт, оказав помощь детям готовым вступить в него.
§ Действенной формой предупреждения агрессии является отвлечение внимания, замещение негативной реакции на позитивную. Например, неожиданное использование похвалы за действие (находя в нём позитив), совершая которое, дошкольник и не подозревает, что оно будет положительно отмечено, или, используя юмор, добрую иронию, воспитатель может перевести в соответствующее русло и проявления агрессии.
Можно указать и более специфичные пути предупреждения агрессивности. Например, формирование миролюбия как свойств личности.
1. Агрессивность поведения можно снизить, если эффективно использовать внутригрупповые отношения детей, правильно объединяя их для совместной деятельности. Известно, что в группе для агрессивного ребёнка обязательно найдётся сверстник, в отношении и взаимодействии с которым негативные формы поведения агрессивного ребёнка проявляются минимально.
2. Большое влияние на предупреждение или снижение агрессивности оказывают сказки с соответствующим сюжетом. Известно , что в сказках достаточно много агрессии: царя сварили в котле, Бабу Ягу сожгли в печке – этим самым наказывается зло, однако, зло можно наказать не только злом, нужно подвести детей к идее, как сделать (придумать другой вариант, другую концовку), чтобы был иной, более приемлемый выход из ситуации.
3. Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго. Это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, понять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.
4. Хорошие результаты дают и такие упражнения:
a) Нарисуй страшное и злобное животное, дай ему имя, расскажи всем и расскажи, какое оно ужасное;
b) Теперь нарисуй доброе и ласковое животное, дай ему имя, расскажи всем, какое оно хорошее;
c) Работа в парах: дети выбирают какое-то животное, например, кошку, собаку, попугайчика, овцу и др., попеременно демонстрируя друг перед другом позиции агрессии и миролюбия (оба в агрессивной позиции; один в агрессивной, другой – в доброжелательной; оба в доброжелательной); остальные дети наблюдают, а затем обсуждают эти позиции;
d) Подойти к каждому ребёнку группы и через образ своего животного продемонстрировать миролюбие, стараясь к каждому найти свой подход;
e) От животных переходят к проигрыванию реальных ситуаций, которые наблюдались воспитателем в группе, где дети проявляли агрессию; здесь важно научить детей проигрывать два варианта: агрессивный и неагрессивный; в игровой форме показывается нелепость обычного агрессивного реагирования и закрепляется ценность позитивного реагирования, создаётся возможность переноса полученных навыков в жизнь, использование их на практике.
В заключении отметим, что нужна длительная работа, направленная как на устранение причин агрессии, так и выработку позитивный способов реагирования ребёнка на ситуацию, её провоцирующую.
|