Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 00:57

МАДОУ детский сад комбинированного вида №38 "Совёнок"

МЕНЮ САЙТА
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

ГОСУСЛУГИ онлайн
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
министерство просвещения
МЫ В СОЦСЕТЯХ





МАДОУ детский сад

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина

Каталог статей


Причины агрессивного поведения ребенка

Причины агрессивного поведения ребенка

Агрессивные дети достаточно  часто встречаются в дошкольном возрасте. Симптомокомплекс «агрессивность» включает в себя такие характеристики, как недоброжелательность, враждебность, конфликтность.

Агрессивность – качество личности, проявляющееся в действиях, направленных на демонстрацию превосходства в силе или применении силы к другим людям, нанесение им физического и морального ущерба.

Как правило, агрессивность – форма выражения враждебности к другим или к себе. Враждебность же, в свою очередь, может проявляться в лёгкой форме в виде недоброжелательности и в собственно враждебности, сопровождающееся подозрительностью, недоверием, злобностью. При этом нужно отметить, что враждебность не обязательно выливается в агрессию внешнюю, она может сдерживаться по различным причинам, однако такая сдерживаемая агрессия ещё опаснее проявляемой.

Агрессивность может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Конструктивная агрессивность выражается в стремлении человека к освоению и позитивному изменению мира, творческой самореализации. Однако нередко можно встретиться и с деструктивной агрессией, разрушительностью во имя утверждений личных амбиций, защитой своего «Я», способом разрешения внутриличностных конфликтов.

Относительно истоков агрессии в науке идут споры. Одни учёные считают, что агрессивность является врождённой, другие связывают её с недостатками воспитания. Скорее всего, правы и те и другие.

В дошкольном возрасте наиболее часто можно встретиться со следующими формами агрессии:

§  Физическая (драки) – конфликтные ситуации со сверстниками ребёнок разрешает с помощью кулаков, есть дети, которые дерутся по несколько раз на дню, буквально изводят как сверстников, так и воспитателей своей драчливостью; причём в целом ряде случаев агрессивность сопровождается задиристостью, когда сам ребёнок «задирает» других детей, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешаются взрослые;

§  Разрушительность – может быть ненамеренной, как реакция на неудачу, например, ребёнок строит домик, он не получается, в сердцах малыш разрушает свою постройку; возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребёнок в состоянии аффекта срывает зло на всех предметах, попадающихся под руку. Данная форма агрессии может носить и преднамеренный характер, когда школьник специально вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал, причина – зависть, приводящая к желанию навредить, тем самым привлечь к себе внимание;

§  Вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;

§  Непослушание – отказ от выполнения предъявляемых требований, непослушание выступает как форма агрессии, когда оно носит произвольный намеренный характер и выражает протест ребёнка на действия взрослых (сделать назло, настоять на своём, не подчиниться);

§  Устная – выражается в крике, брани, оскорблениях и др.

Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессивности.

Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»

Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу и применят устную и физическую агрессию.

В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.

Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путём ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счёт агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.

Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.

Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.

Таким образом, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка. Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я – концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышении уверенности. Там, где имеет место нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.

Какова тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребёнком агрессивности? Специалисты рекомендуют в этом случае следующее.

§  Попытаться исключить ответную реакцию как со стороны детей, так и взрослого, проявить терпение; известно, что агрессивное поведение, не встречая отпора, постепенно стабилизируется, аффект затухает, тогда как всякая встречная агрессия или просто повышенная эмоциональная реакция являются питательной средой продолжения агрессии.

§  Взрослый должен показать ребёнку, что агрессия вредит ему самому. Такую рациональную терапию нужно проводить не во время агрессивной вспышки, а по её окончании, когда аффект истощается. Важно показать ребёнку, что он теряет друзей , доброе расположение взрослых, к нему все начинают плохо относиться. Говорить это следует спокойно и доброжелательно, поощряя ребёнка на ответное общение и доброжелательность.

§  Во время аффективной вспышки с проявлениями агрессии, например, разрушительности, можно попытаться переместить агрессию на другой объект без тяжёлых последствий: колотить лопаткой по песку, бить руками подушку и т.п.

§  Стараться предупреждать предстоящую агрессию, например, у ребёнка что-то не получается в деятельности, он готов соответственно отреагировать; или вот-вот назреет конфликт в острой форме со сверстниками, воспитатель, должен разрядить ситуацию, помочь справиться с деятельностью, вовремя предотвратить конфликт, оказав помощь детям готовым вступить в него.

§  Действенной формой предупреждения агрессии является отвлечение внимания, замещение негативной реакции на позитивную. Например, неожиданное использование похвалы за действие (находя в нём позитив), совершая которое, дошкольник и не подозревает, что оно будет положительно отмечено, или, используя юмор, добрую иронию, воспитатель может перевести в соответствующее русло и проявления агрессии.

Можно указать и более специфичные пути предупреждения агрессивности. Например, формирование миролюбия как свойств личности.

     1. Агрессивность поведения можно снизить, если эффективно  использовать внутригрупповые отношения детей, правильно  объединяя их для совместной деятельности. Известно, что в группе для агрессивного ребёнка обязательно найдётся сверстник, в отношении и взаимодействии с которым негативные формы поведения агрессивного ребёнка проявляются минимально. 

      2. Большое влияние на предупреждение или снижение агрессивности оказывают сказки с соответствующим сюжетом. Известно , что в сказках достаточно много агрессии: царя сварили в котле, Бабу Ягу сожгли в печке – этим самым наказывается зло, однако, зло можно наказать не только злом, нужно подвести детей к идее, как сделать (придумать другой вариант, другую концовку), чтобы был иной, более приемлемый выход из ситуации.

    3. Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго. Это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, понять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.

     4. Хорошие результаты дают и такие упражнения:

a)                     Нарисуй страшное и злобное животное, дай ему имя, расскажи всем и расскажи, какое оно ужасное;

b)                     Теперь нарисуй доброе и ласковое животное, дай ему имя, расскажи всем, какое оно хорошее;

c)                      Работа в парах: дети выбирают какое-то животное, например, кошку, собаку, попугайчика, овцу и др., попеременно демонстрируя друг перед другом позиции агрессии и миролюбия (оба в агрессивной позиции; один в агрессивной, другой – в доброжелательной; оба в доброжелательной); остальные дети наблюдают, а затем обсуждают эти позиции;

d)                     Подойти к каждому ребёнку группы и через образ своего животного продемонстрировать миролюбие, стараясь к каждому найти свой подход;

e)                      От животных переходят к проигрыванию реальных ситуаций, которые наблюдались воспитателем в группе, где дети проявляли агрессию; здесь важно научить детей проигрывать два варианта: агрессивный и неагрессивный; в игровой форме показывается нелепость обычного агрессивного реагирования и закрепляется ценность позитивного реагирования, создаётся возможность переноса полученных навыков в жизнь, использование их на практике.

В заключении отметим, что нужна длительная работа, направленная как на устранение причин агрессии, так и выработку позитивный способов реагирования ребёнка на ситуацию, её провоцирующую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Консультация педагога-психолога | Добавил: secret (08.11.2014)
Просмотров: 1217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
2023


Вход на сайт
АКТУАЛЬНО!





ЗАПИСЬ В ДОУ

ПОЖБЕЗОПАСНОСТЬ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

АНКЕТА "КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ"".
Наш опрос
Оцените качество образования в МАДОУ детский сад №38
Всего ответов: 305
ДОПОБРАЗОВАНИЕ
br br
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА

Утренняя зарядка




Занимательные уроки



ВАЖНО!

НАДЕНЬ МАСКУ!


СТОП КОРОНАВИРУС
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СВО
"ПРАВА МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН"
ВНИМАНИЕ!МОШЕННИКИ



Архив записей

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 38 "Совёнок"
413841, Саратовская область,г.Балаково, ул.Ленина, 113 а, тел. (8453) 46-00-55
e-mail:dou38balakovo@yandex.ru
электронный адрес сайта dou38balakovo.ucoz.ru


Copyright dou38balakovo © 2024
Сайт создан в системе uCoz