Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
"В гостях у Гнома Эконома"
Аитова Мяруфя Мяруфовна, воспитатель
Цели и задачи: Способствовать формированию экономического сознания. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения. Пополнить словарный запас
Материалы и оборудование: Сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» - ; паровозы «хочу» и «надо»; картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик,монеты.
Цели и задачи: Способствовать формированию экономического сознания. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения. Пополнить словарный запас
Материалы и оборудование: Сигнальные карточки с надписями «доход»+ и «расход» - ; паровозы «хочу» и «надо»; картинки с изображением желаний и потребностей; чёрный ящик,монеты.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг.
Дети рассаживаются на стульчики.
Сегодня нас пригласили в гости, а кто попробуйте догадаться.
Загадка про Гнома:
Кто с фонариком веселый носит синий сюртучок;
Вместо шапки удлиненный, красный-красный колпачок?
Заповедные тропинки по утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки в чаще леса собирает?
На полянке старый дом… Кто живет в нем, детки?. (Гном)
Гном эконом: Здравствуйте, ребята!
Я веселый, добрый Гном, добрый Гном Эконом,
Люблю денежки считать и хозяйство возглавлять.
С вами рядом я живу, с экономикой дружу.
Воспитатель: Да, это гном и у него очень странное имя – Гном Эконом. Ребята, а что такое экономика? (Ответы детей)
Экономика – наука о ведении хозяйства в семье, и в стране.
Гном Эконом приглашает вас познакомиться с его друзьями, с семьей экономистов.
Что такое семья? (Ответы детей) Вы согласны? Итак, давайте знакомиться!
В: -Ребята- это папа .
В: -Где работает папа? (На стройке)
В: -Что делает на стройке папа?
В: -Как называется профессия папы?
В: -Что за свою работу он получает зарплату.
В: Ребята -это мама . Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату. В: Это бабушка и дедушка – они уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.
В: Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги.
-Что получает брат за свой труд?
В: Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Никаких денег она еще не получает.
В: Ребята вы внимательно слушали? Сейчас мы проверим.
-Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?
-Что получают бабушка и дедушка?
-Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?
-Кто в семье не получает зарплату?
-Молодцы! Вы справились!
Ребята, скажите пожалуйста, если человек не будет трудиться он сможет получать зарплату? (ответы детей)
В:Только за труд дают заработную плату.
В: Все это и зарплата и пенсия и стипендия-все это семейный бюджет(все что получили папа мама бабушка дедушка и брат)
Физкультминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
В: Бюджет семьи – это схема доходов и расходов. Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь расходуют месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги:
-товары первой необходимости (еда, вещи, обувь);
-коммунальные услуги (оплата за квартиру, свет, газ, телефон) и др.
Есть еще товары длительного пользования (дорогостоящие вещи – машина, холодильник, пылесос, мебель).
Гном-эконом: ребята, давайте поиграем в игру
Игра «Доход-расход»
Возьмите пожалуйста сигнальные карточки (+ и -) плюс –это доход семьи, минус- расход.
Я буду проговаривать события, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор:
папа получил зарплату (доход);+
бабушка заболела (расход); -
выиграли в лотерею (доход); +
потеряли кошелек (расход); -
продали часть урожая помидор (доход); +
нашли 100 руб. (доход); +
порвались штаны (расход); -
заплатили за воду (расход); +
купили арбуз (расход). –
Воспитатель: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Что бы вы купили на накопленные деньги.
Игра «Копилка желаний». Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания.
А теперь давайте поиграем в «Хочу и надо».
Хочу – это значит желание (без этого предмета я смогу прожить, а надо – это потребности (не смогу прожить, если не приобрету).
Правила: определить, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображенный на картонке предмет, и приложить к нужному паровозику (хочу или надо) свой вагон.
В. Гном эконом приготовил для вас подарок: черный ящик. Надо отгадать, что в нем находится. Подсказка: Их делают из бумаги и металла.
У одних людей их много, а у других мало.
В разных странах их называют по-разному.
Воспитатель: Правильно, это деньги.
Ребята ,а как называются деньги у нас в России(Рубли)
А как называются деньги других стран(Валюта)
А где можно хранить деньги?(ответы детей В банке .кошельке)
Молодцы ребята!
А сейчас я вам предлагаю пройти к столам и узнать где же можно хранить деньги
Воспитатель: молодцы справились с заданием. Ребята, давайте мы расскажем, что мы знаем о деньгах, а поможет нам песня «Деньги-лепесточки». (Дети поют и танцуют)
Гном эконом и я благодарим вас за работу. Вы – молодцы! До новых встреч! |